Спорт и физкультура в детском саду
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Вопросы охраны и укрепления здоровья детей, физического дошкольников являются одним из важных направлений деятельности нашего учреждения. Работа ведется через соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований, организацию сбалансированного питания, систему закаливания детей, проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, создание благоприятного климата в ДОУ.
Педагогами ДОУ проводятся различные виды физкультурно-оздоровительной работы:
• образовательная деятельность;
• физкультминутки;
• разновидности гимнастики (утренняя, дыхательная, пальчиковая, артикуляционная и т.д.);
• различные виды закаливания;
• дни здоровья;
• физкультурные праздники, досуги
Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале (проводит инструктор по физической культуре), 1 раз на улице (проводит воспитатель группы). Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени. Образовательная деятельность по физической культуре может проводиться как с музыкальным сопровождением, так и без него.
Помимо образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.
6 советов от инструктора по физической культуре, как повысить интерес дошкольников к занятиям физкультурой.
1. «Делай как я, делай со мной, делай лучше меня»
Как и в любом другом виде деятельности, ребенок будет активнее и с большим удовольствием подключаться к занятиям, если их выполняют все окружающие (дома — родители, в детском саду — воспитатели и дети). Тем более что до 7–9 лет дети очень любят повторять за значимыми взрослыми. А если тренер, воспитатель, да еще и мама с папой делают зарядку и показывают, как правильно прыгать и выполнять упражнения, это отлично мотивирует самых маленьких попробовать сделать так же. В МКДОУ № 183, например, во время утренней зарядки в саду все присутствующие педагоги делают упражнения вместе с детьми.
2. «А теперь как зайчик!»
Используйте сюжетные занятия! Согласитесь, гораздо увлекательнее перепрыгивать по камням быстрый ручей или проходить по узкой дощечке над пропастью, чем просто отрабатывать прыжки и упражнения на баланс. Дети быстро вовлекаются в игру и с радостью соревнуются, кто быстрее преодолеет тернистый путь. Вместо обычного «а теперь наклоны» попросите детей показать, как кошка выгибает спинку или как прыгает зайчик.
3. Соревнуйтесь
Кстати, о соревнованиях. Этот элемент тоже помогает увлечь детей движением: ребятам нравятся небольшие командные эстафеты, в которых они могут конкурировать с друзьями в быстроте и ловкости! Но важно всегда подчеркивать, что проигрыш не означает, что вы хуже другой команды или что-то делали не так. А еще старайтесь менять составы команд, чтобы дети учились взаимодействовать со сверстниками, поддерживать друг друга и работать в группах.
4. Хвалите
Обязательно поощряйте ребенка после занятия: в нашем детском саду поощрения спортивных занятий входят в систему мотивации, разработанную нашими психологами. И, конечно же, не следует ругать ребенка за временные неудачи. Постоянно подчеркивайте, что все обязательно получится!
5. Не сравнивайте
Никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми: даже дети одного возраста не могут показывать равные успехи в спорте — кто-то всегда будет быстрее, сильнее, скоординированнее, чем другие. Поэтому мы сравниваем каждого ребенка только с самим собой: посмотри, какой ты молодец — в сентябре совсем не умел отжиматься, а теперь у тебя получилось целых три раза! Покажи-ка свои мускулы!
6. Учитывайте их интересы
При выборе комплекса упражнений обратите внимание на то, насколько они нравятся детям. Бывает так, что разным группам детей одного возраста нравятся разные комплексы упражнений — учитывайте их интересы!