Организация охраны здоровья детей

Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни — одна из ключевых целей в системе дошкольного образования.

Забота о здоровье ребёнка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками учреждения.

Планирование и проведение работы осуществляется в двух направлениях: педагогическом и медицинском.

Согласно СанПиН от 2.4.1.3049-13 разрабатывается:

  • режим дня детей в ДОУ, с обязательным учётом возраста детей. В режиме обязательно отражается время приёма пищи, прогулок, дневного сна.
  • расписание ОД (занятий) для каждой группы детей, ведётся суммарный учёт времени ОД в каждой группе. В период летних каникул проводятся экскурсии. Расписание занятий и режим дня определяются уставом ДОУ на основе рекомендаций медицинских специалистов.

Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных занятиях. Дети в группах разделены на подгруппы в соответствии с группой здоровья. Физическая нагрузка на занятиях снижается детям, имеющим отклонения в соматической сфере различной степени выраженности.

В детском саду проводятся утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры

Прогулка — обязательный элемент режима дня. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона

Сбор информации, регулирование и контроль состояния охраны здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с системой внутреннего контроля качества дошкольного образования

Медицинский раздел решает задачу профилактики заболеваний и оздоровления детей. Он состоит из направлений: профилактические осмотры медицинских специалистов, вакцинация, витаминизация блюд

Организовано здоровое питание воспитанников в ДОУ — сбалансированное, разнообразное, достаточное

Результатами лечебно-оздоровительной работы в ДОУ можно считать улучшение состояния здоровья детей, низкий уровень заболеваемости (в сравнении со средними показателями по городу) в период эпидемий гриппа, а также создание устойчивой здоровьесберегающей системы

 МКДОУ № 183 обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей. Но основной задачей ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей.

        Согласно статье 41 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

8) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

10) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

        Деятельность МКДОУ № 183 направлена, прежде всего, на создание, обеспечение и поддержание комфортных условий работы сотрудников и пребывания воспитанников, а также на обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка.

        Комфортность – это характеристика условий педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении, отражающая благоприятность среды для психофизиологического состояния воспитанников и их успешного обучения и воспитания.

        Основными составляющими комфортности условий учебной деятельности являются:

- санитарно-гигиенические условия;

- обеспеченность педагогического процесса средствами бучения, оборудованием;

- эстетическая комфортность среды (дизайн);

- психологическая комфортность.

        Санитарно-гигиенические условия оцениваются по следующим показателям:

- температура окружающей среды;

- влажность воздуха;

- скорость движения воздуха;

- освещенность;

- норма площади помещений, территории на одного воспитанника.

        Обеспеченность педагогического процесса характеризуется следующими показателями:

- наличие пособий (учебных, игровых, оздоровительных);

- наличие и состояние игрового и учебного оборудования;

- физиологическая обоснованность режима занятий, отдыха, физкультурных занятий;

- интенсивность нагрузки;

- форма организации занятий (групповая, индивидуальная), структура занятий;

- наличие возможности выбора форм деятельности.

        Эстетическая комфортность среды (дизайн) оценивается качеством оформления групповых комнат, музыкального и спортивного залов, лестничных маршей и других пространств.

        Психологическая комфортность – состояние спокойствия, при котором работники выполняют свои функции, а дети пребывают в детском саду. Состояние психологической комфортности достигается в том случае, когда в ДОУ выполняются все необходимые организационные мероприятия, такие, как контроль за состоянием условий и охраны труда, контроль за выполнением санитарных требований, анализ результатов работы по охране труда, анализ травматизма, ведение установленных документов по охране труда.

        Требования охраны жизни и здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении необходимо выполнять круглосуточно:  

  • один раз в квартал комиссия по охране труда составляет акты осмотра детских площадок, других помещений для работы с детьми, заграждений и т. д., ежедневно ответственными лицами осуществляется контроль с целью своевременного устранения причин, несущих угрозу жизни и здоровью воспитанников и работников. Комфортность будет достигнута при выполнении всех вышеуказанных мероприятий, если:

- здания и сооружения находятся в надлежащем состоянии, что подтверждено соответствующими исполнительными документами;

- имеется, в соответствии с нормами обеспечения, производственное и учебно-воспитательное оборудование;

  • работники ДОУ проходят инструктаж по охране жизни и здоровья воспитанников (запись о прохождении инструктажа регулярно вносится в журнал инструктажей на рабочем месте, с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При этом, инструктаж может проводиться как по плану, так и вне плана (например, при подготовке к летне-оздоровительному периоду в ДОУ, в случае возникновения чрезвычайной ситуации и др.);
  • с воспитанниками систематически проводятся мероприятия согласно годовому плану работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагоги рассказывают о безопасности на воде и на льду, действиях при пожаре или ситуациях при которых ребёнок остался дома один и др.;
  • в ДОУ организуются месячники безопасности, анализируется работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • во всех группах необходимы «Центры здоровья», «Уголки безопасности», в которые помещается информация для родителей о детских заболеваниях, мерах их предупреждения, профилактических мероприятиях по детскому дорожно-транспортному и бытовому травматизму;
  • вопросы обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса рассматриваются ежемесячно на совещании педагогических работников, на административном совещании при заведующем, на общих собраниях трудового коллектива. В рамках таких мероприятий проводится изучение нормативно-правовой документации и инструктивно-методических материалов по вопросам охраны жизни и здоровья детей.

        Все это, в свою очередь, позволяет поддерживать высокую работоспособность коллектива, развивать детей, осуществлять необходимую коррекцию отклонений в развитии ребенка, сохранить и улучшить их здоровье, предупредить травматизм у взрослых и детей.

Организация питания в МКДОУ № 183

Правильно организованное питание детей является важным фактором в формировании роста и развития ребенка, его здоровья не только на данный момент, но и в будущем. Организация питания в ДОУ осуществляется в соответствии с «Положением об организации детского питания» (Приказ № 29 от 05.10.2015г.) и базируется на следующих принципах:

• рациональная организация режима питания

• адекватная энергетическая ценность пищевых рационов (не менее 70 %) от энерготрат детей

• сбалансированность рациона по всем необходимым пищевым ингредиентам (белки, жиры, углеводы, витамины, макро- и микроэлементы)

• использование адекватной технологической и кулинарной обработки продуктов, обеспечивающей высокие вкусовые качества блюд и сохранность пищевой ценности продуктов

• соблюдение всех санитарно-гигиенических требований предъявляемых к получению и транспортировке продуктов, местам и условиям их хранения, кулинарной обработке

• осуществление ежедневного контроля выполнения санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи

• учет индивидуальных особенностей детей.

В рамках решения задач по пропаганде принципов здорового и полноценного питания в МКДОУ № 183 проводится следующая работа:

• консультации для воспитателей и помощников воспитателей (методическая помощь в организации и проведении процесса приема пищи детьми в группе)

• обмен опытом между педагогами по решению вопросов организации питания детей в группе и приобщения детей к основам здорового питания

• развитие у детей культурно-гигиенических навыков приема пищи

• организация дежурства в кафе, ознакомление со толовым этикетом

• использование художественного слова и игровых приемов в рамках сопровождения процесса приема пищи детьми

• проведение цикла бесед, игр и упражнений в рамках образовательных областей «Здоровье», «Безопасность»

• оснащение предметно-развивающей среды групп (размещение тематических настольно-печатных игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр, предметных и сюжетных картинок и проч.)

• организация сюжетно-ролевых игр «Кафе», «Кухня» и проч.

• проведение экскурсий детей на пищеблок

• Работа с родителями по вопросам организации питания детей, анкетирование родителей.

Во время приема пищи педагоги стараются создать спокойную доброжелательную обстановку и поддерживать у детей хорошее настроение, так как состояние нервной системы ребенка сказывается на его аппетите. Если ребенок отказывается от какого-либо полезного блюда, постепенно приучают его к нему, давая пищу небольшими порциями. Такого ребенка стараются посадить с детьми, которые едят пищу с удовольствием. Детей учат мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), пользоваться столовыми приборами. Педагоги следят, чтобы во время еды дети не спешили, не отвлекались, не набивали полный рот пищей и не разговаривали за столом, учат пользоваться салфеткой.

Питание детей организовано в соответствии с сезонным примерным 10-дневным меню, на его основе ответственное лицо ежедневно составляет меню-требование. Меню-требование представляет собой перечень блюд, входящих в дневной рацион ребенка, исходя из физиологических потребностей ребенка в различных пищевых веществах. Дети получают питание 5 раз в сутки с интервалами между приемами пищи не более 4 ч. Завтрак составляет 25 % от суточной энергетической ценности рациона, обед - 35 %, полдник 15- 20 %, ужин- 25 %.

Воспитатели групп ДОУ ежедневно вывешивают на информационном стенде информацию о меню на соответствующий день, в котором указываются название блюд, объем порций и калорийность. Бракеражная комиссия присутствует при закладке основных продуктов и раздаче готовых блюд, так же следит за тем, чтобы объем готовой пищи точно соответствовал количеству порций по утвержденной норме. Готовая пища раздается сразу после ее приготовления. Это необходимо для сохранения в ней витаминов и вкусовых качеств, а также для предупреждения пищевых отравлений. Готовую пищу закрывают крышками. Витаминизация пищи проводится ежедневно в пищеблоке непосредственно перед раздачей. Один раз в 10 дней ответственное лицо контролирует выполнение среднесуточной нормы выдачи продуктов на одного ребенка, при необходимости проводит коррекцию питания в следующей декаде. Подсчет основных пищевых ингредиентов по итогам накопительной ведомости медсестра проводит один раз в месяц (подсчитывают энергетическую ценность, количество белков, жиров и углеводов). Доставка, качество и хранение продуктов питания находятся под строгим контролем администрации ДОУ, так как от этого зависит качество приготовляемой пищи. Под контролем находятся сроки годности поставленных продуктов, сертификаты качества, маркировка и другие требования, которым должны соответствовать продукты, поставляемые в ДОУ. Для хранения продуктов ДОУ обеспечено всем необходимым: достаточным количеством холодильных камер, кладовыми для сухих продуктов, фруктов и овощей.

Соблюдение требований к санитарному состоянию и содержанию помещений

В МКДОУ № 183 утвержден «План производственного контроля на 2023-2024 учебный год» соблюдения санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Администрация строго следит за соблюдением санитарного законодательства в ДОУ.

Все помещения ДОУ ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, подоконники, радиаторы и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели и др.). В физкультурном / музыкальном зале уборка проводится перед каждым занятием. Влажная уборка в спальнях проводится перед дневным сном, в игровых комнатах, раздевалках и учебных классах ежедневно. Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфицирующих средств. Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (весной и осенью). Уборка в помещении, где принимается детьми пища, проводится после каждого приема пищи. Столы промываются горячей водой с мылом до и после каждого приема пищи специальной ветошью, которая простирывается, просушивается и хранится в сухом виде в специальной промаркированной посуде с крышкой. Мусор и пищевые отходы с территории вывозятся своевременно.

Уборочный инвентарь для уборки помещений хранится в специально оборудованных комнатах, оборудованных отдельным водопроводным краном. Ковры ежедневно пылесосятся или чистятся влажной щеткой, выколачиваются на специально отведенной для этого площадке, два раза в год стираются. Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей моются теплой водой с мылом или иным моющим средством ежедневно. Горшки моются после каждого использования и ежедневно замачиваются в обеззараживающем растворе. Поддоны, раковины, унитазы чистятся дважды в день с использованием моющих и дезинфицирующих средств. Весь уборочный инвентарь промаркирован, уборочный инвентарь для туалетов хранится в туалетной комнате в специальном шкафу.

При неблагоприятной эпидемиологической ситуации в период карантина, в целях предупреждения распространения инфекции, проводятся дополнительные мероприятия в соответствии с требованиями санитарных правил. Дезинфицирующие растворы в специальных емкостях и моющие средства хранятся в шкафах, недоступных для детей. Смена и маркировка постельного белья, полотенец проводится по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю. На каждого ребенка в ДОУ имеется по два комплекта постельного белья, включая полотенца для лица и ног, две смены наматрасников. В зимний период зам.зав. по АХЧ осуществляется контроль температурного режима в помещениях для организации образовательной деятельности. В ДОУ регулярно проводятся инструктажи с помощниками воспитателями, воспитателями, сотрудниками пищеблока и уборщицами по режиму работы, по карантинным мероприятиям и различным инфекциям. Замечания устраняются своевременно.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie